Донская пресса «Донские рассказы» на киноэкране(1)
Янв 22

Туго спрессовалось революционное время, и в вихре невиданных потрясений российской жизни выпестовалось целое поколение молодых писателей, поэтов, художников.
«Двухмужняя» на экране стала дебютом еще одного молодого режиссера -Евгения Матвеева. Свой первый фильм он назвал «Смертный враг», хотя из этого рассказа мы позаимствовали лишь фрагменты, ибо главная суть все же в драме Анны, оказавшейся двухмужней.
В работе над «Непрошеной любовью» (у Шолохова - «Чужая кровь») встретился с известным кинооператором «Мосфильма» Вл. Монаховым».
Этот фильм - «серьезные размышления о горькой судьбине небогатой казачьей семьи.
Красные в бою насмерть срубили единственного сына-кормильца. А потом из жалости старик и старуха насилу выходили тяжело раненого паренька из продотряда. Хоть и чужой был крови, а прикипели к нему сердцами, впустив в осиротевшую хату непрошеную любовь».
Успеху «Донской повести» несомненно способствовал Евгений Леонов. На худсовете «Ленфильма» выступали против приглашения его на роль простодушного, неотесанного красноармейца Трофима. Тем паче, что после «Полосатого рейса» амплуа комика еще прочнее прилепилось к нему. Но именно во время работы над комедией, насыщенной невообразимыми трюками, Фетин сумел почувствовать в актере стремление к глубоким переживаниям, иным ролям. Мне даже теперь трудно представить, кто мог бы искренней, с такой внутренней болью передать гамму чувств Шибалка к изменнице Дарье.
Не могу не заметить, что и сценарий «Донской повести» проходил с трениями. Очень не нравилось московским редакторам, что Дарью, родившую ребенка, Шибалок расстреливает за измену. Мы отсняли кульминацию трагедии, без которой терялся смысл всего фильма. Помог и авторитет Шолохова, утвердившего сценарий.
Предлагали на «Мосфильме» и «Ленфильме» продолжить линию донских рассказов. Показалось, что стану повторяться, а главное - неудобно одному «оккупировать» столь упорно шолоховское творчество. Да и Михаил Александрович, когда мы долго беседовали в гостиничном номере «Москвы», сказал:
- Брось ты заниматься этим ранним Шолоховым! Разве так уж интересно сегодня людям? Много других тем, более важных. Ты хорошо почувствовал нашу донскую жизнь. Возьмись сам, немало сохранилось интересных историй.
Не решился использовать шолоховскую подсказку, но, с моей легкой руки, продолжалась экранизация донских рассказов, создаваемых на разных студиях.
Разные темы и жанры перепробовал я в сценариях для кино и телевидения. Однако «шолоховское начало» еще долго продолжало согревать душу».
Публикацию подготовила
В. Леонова
научный сотрудник ГМЗШ.

Publisher: brain \\ теги:

Оставьте свой отзыв