«Донские рассказы» на киноэкране(2) От всей души
Янв 22

По ранним рассказам М. Шолохова поставлено несколько фильмов, среди которых «Жеребенок», «Донская повесть», «Нахаленок», «Смертный враг», «Непрошеная любовь». Их сценарии были написаны ленинградским сценаристом Арнольдом Яновичем Витолем, соавтором сценариев знаменитых «Тени исчезают в полдень», «Блокада», лауреатом Государственной премии, заслуженным деятелем искусств России.
В конце декабря 1998 года в фонды Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова от Арнольда Яновича поступила часть архива известного сценариста, связанная с его работой по шолоховским произведениям. Среди интересных материалов особое место занимают его воспоминания «Круговерть жизни». Вспоминая об истории создания фильма «Жеребенок», Арнольд Янович пишет: «Всем своим смыслом, судьбой неразумного жеребенка, метавшегося меж красными и белыми, фильм безусловно восставал… против жестокости военного противостояния людей. Спасла от нападок бдительного начальства, как всегда у Шолохова, четкая классовая позиция, помноженная на сердобольное человеколюбие, независимо от того, в каком лагере оказывался тот или иной герой его произведения. У красноармейца, хозяина «согрешившей кобылы», с подкупающей обескураженностью сыгранного молодым Евгением Матвеевым, не поднялась рука «сничтожить» мешавшего отряду жеребенка. Зато белый офицер хладнокровно выстрелил в человека, выносившего на руках из донской стремнины сосунка к призывно ржавшей на берегу матери…
Поэтическая настроенность шолоховской прозы, которую мы попытались перенести на экран, особенно покорила строгое жюри международного фестиваля короткометражных фильмов в западногерманском Оберхаузене, несмотря на бушевавшие в мире ветры «холодной войны», нам (А. Витолю и режиссеру В. Фетину) присудили приз «За гуманизм».
После первых двух фильмов («Жеребенок» и «Нахаленок») отважился экранизировать рассказ «Шибалково семя». Всего четыре странички книжного текста, а сценарий «Донской повести» растянулся на полнометражную киноленту.
- Как бы шел от обратного, - оправдывался перед Шолоховым, - позволил себе для расширения истории трагической любви Шибалка к Дарье воспользоваться некоторыми моментами «Тихого Дона». Даже включил эпизод расстрела оркестра, играющего «Интернационал», который почему-то не вошел в фильм Сергея Герасимова. Вас это не рассердило?
- Далек от вашей «технологии», -ответил писатель. - Конечно, мои ранние рассказы основывались на тех личных наблюдениях, которые потом выплеснулись в «Тихом Доне». Ты вправе искать в нем опору для экранизаций, хотя почему-то раньше они не привлекали внимания кинематографистов.
Две другие экранизации донских рассказов «Двухмужняя» и «Чужая кровь» тоже восходили к юным годам писателя, будучи во многом автобиографичными.
Когда удивляются, как могли в столь молодом возрасте из-под пера Шолохова родиться первые книги «Тихого Дона», то разве подобные автобиографические зарницы не есть прелюдия к ярчайшим всполохам стремительно мужавшего таланта?

Publisher: brain \\ теги:

Оставьте свой отзыв