Война оставляет в сердцах человеческих неизгладимые рубцы: боль утрат, блокадный голод и холод, украденная любовь, несостоявшееся счастье, неродившиеся дети…
Двадцать второе июня - День памяти и скорби в России, день поминовения усопших воинов, павших на поле брани за свободу, за свою землю, за Родину.
Раннее утро, но уже солнечные лучи полыхают на полнеба. У школы собрались ребята-молодогвардейцы (Попов Василий, Куликов Алексей, Егоров Сергей), учащиеся 9 и 7 классов (Кабринец Александр, Гордеева Виктория, Лиманская Татьяна, Петров Ярослав, Юркин Андрей) с букетами цветов. Возложив цветы у памятника Неизвестному солдату з парке ДК Терновского поселения, воздав почести, мы поехали в станицу Еланскую.
Глава Терновского сельского поселения Павлов Дмитрий Васильевич и казачий подъесаул Еманов Сергей Викторович сопровождали детей, выделив для поездки легковые авто. Там нас ждали жители станицы, заведующий клубом Баталыциков Владимир Степанович, местная детвора, учитель Маркина Надежда Михайловна.
Когда-то в станице была школа имени М.А.Шолохова с богатейшей, уникальной библиотекой, дети с окружных 36 хуторов учились в ней, было два интерната: для мальчиков - отдельно, для девочек - отдельно. От школы остался только парк, в парке стоит памятник воину - защитнику Родины, павшему в боях Великой Отечественной войны на донской земле. В братском захоронении - более 250 человек.
…Немцы рвались на левобережье, чтобы прямой дорогой двинуться на Сталинград. Захватив правобережную территорию Дона, противник вел точечный огонь по хуторам и станицам левобережья (х.Лебяжий, Ерик, Краснояровский, ст. Еланская), особенно ожесточенно шли бои на территории хутора Рубежного.
Школа в ст.Еланской в те дни стала большим госпиталем, сюда везли убитых, раненых, искалеченных бойцов. Умерших хоронили тут же, в парке, в общих могилах по 10 - 15 человек, прикрыв шинелями. После войны было перезахоронение в общую братскую могилу, установили обелиск, а в 1967 году на месте обелиска установлен памятник воину - освободителю на высоком гранитном постаменте.
Многим бойцам, покоившимся в этой братской могиле, не было и 18 лет. Погибло много бойцов. Фашисты укрепились на Венцах (Плешаковская гора), крутом обрывистом берегу Дона, вся станица для немцев была как на ладони, простреливался каждый метр; люди прятались за кирпичную кладку русских печей, в погребах, в окопах, которые рыли во дворах и по всей станице, помогая нашим бойцам. Спасала церковь, мощные стены храма были надежной зашитой. Кладка Свято-Никольского храма, возведенного руками православных прихожан с 36 окружных хуторов, не поддавалась ни минам, ни пулям, ни снарядам - храм выстоял и стоит до сих пор. Будучи детьми, мы, купаясь в Дону и ныряя, находили на дне и немецкие крепкие ботинки, и каски, а на Плешаковской горе обнаружили немецкое кладбище: строго, как по шнурочку, могилки в ряд, кресты, на могилах каски - немецкий орднунг. Русские люди могилы не тронули (их смыло время), а ведь только в Елань не вернулось с войны 86 человек.
Авг 06